?
Записи Друзья Календарь Личное дело Предыдущая Предыдущая Следущая Следущая
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
Хроники Рагнарёка
varjag_2007
varjag_2007
Всемирная выставка в Париже, 1937: битва идей

Сегодня – день Международной солидарности трудящихся. Думаю, будет уместным рассказать о памятнике, ставшим в Советском Союзе символом освобожденного труда  и о той битве идей, с которой связано его создание.

Речь идет о 24-метровой статуе «Рабочий и колхозница», венчавшей советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже , названной западными критиками "величайшим произведением скульптуры XX века", и  ставшей неофициальной эмблемой Советского Союза, которое примелькалось и разбежалось по свету в бесчисленных репродукциях, на почтовых марках и монетах, плакатах и заставках «Мосфильма»…


Всемирная выставка 1937 года в Париже проходила под девизом «Искусство и техника в современной жизни» и стала ареной пропаганды отдельными странами-участницами своих политических и экономических систем. Кроме Советской России, здесь демонстрировали свои достижения фашистские Германия и Италия.


Советский павильон. Вид из немецкого павильона

Советское государство придавало большое политическое значение участию в выставке для пропаганды идей социализма на Западе. Особое значение придавалось идейной направленности не только экспозиции, но и архитектуры павильона. К архитектуре национальных павильонов на всемирных выставках всегда предъявляются особые требования – она должна выражать свою страну. Традиционно страны-участницы строили свои павильоны, прибегая к имитации национальных исторических стилей. Дореволюционная Россия на всех всемирных и международных выставках выступала в формах древнерусского зодчества.


Всемирная выставка в Париже. Вид на советский павильон

Подготовка к участию к парижской выставке началась в мае 1935 года, когда были проведены конкурсы на архитектурное решение павильона и затем в 1936 году – на его художественное оформление. В программе конкурса отмечалось, что «павильон Союза ССР должен сам служить как бы экспонатом выставки, демонстрирующим расцвет социалистической культуры, искусства, техники, творчества масс благодаря социалистической системе. Архитектура павильона должна в жизнерадостных и ясных формах выразить творчество этой системы, несущей с собой небывалый подъем массовой культуры и раскрепощение всех творческих способностей человека».


Б.М. Иофан. Проект павильона СССР на парижской Всемирной выставке 1937 г.

Павильон СССР, построенный по проекту архитектора Б.М. Иофана и скульптора В.И. Мухиной, пользовался большим успехом у посетителей выставки. Он был понятен каждому, он волновал всех. «Через тридцать лет, – писал французский журналист Филипп Ламур,– когда внуки теперешних французов попытаются восстановить посредством точной картины великолепное воспоминание о полной чудес парижской выставке, они, несомненно, вспомнят немало остроумных сооружений и тысячу забавных деталей этого огромного города, импровизированного в течение нескольких месяцев на берегах Сены. Но то, что навеки запечатлеется в памяти парижан, венчая этот праздничный город, достигая высоты небес, – это гигантская статуя павильона Советов, в которой молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу». Президенту национального синдиката журналистов Жоржу Бурдону скульптурная группа советского павильона напоминала Самофракийскую Победу – великий эллинский символ, обновленный в камне и металле.


Советский павильон

А между тем напротив советского павильона размещался павильон Германии, украшенный фигурой орла со свастикой. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Все  материалы для него везли из Германии. Цель: воплотить идеологию средствами искусства – в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки.

Гитлер контролирует ход подготовки к выставке

В своих мемуарах Шпеер рассказал и об истории создания этого сооружения-символа, сооружения-мифа. Немецкому архитектору удалось пробраться в помещение, где хранились чертежи соперника – советского павильона. Советский павильон, украшенный гигантскими статуями рабочего и колхозницы, воплощал стальной напор гигантов, вознесенных на треть высоты павильона.   Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона. Установленная на кровле пилона группа "Рабочий и Колхозница" в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала - вперед, а затем - ввысь. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты - рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму.


Германский павильон

По замыслу Шпеера  павильон Германии, который был построен выше в форме римской цифры III  должен был сдержать этот напор. У гигантской башни немецкого павильона была установлена обнаженная скульптурная группа Й.Тораха "Товарищество", чьи гигантские обнаженные статуи стояли напротив «Рабочего и колхозницы» и должны были символизировать мощь Германии .




Йозеф Торак, Товарищество

Шпеер против Иофана с Мухиной. Орел против серпа с молотом. Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма. Германия против СССР. В результате огромный герб нацистского рейха - орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Однако фантастическая динамика статуи, подчеркнутая нарастанием архитектурных масс павильона, настолько доминировала в общей панораме берега Сены, что статическая башня перед скульптурами не только не останавливала их стремительного бега, но казалась просто неуместным препятствием.


Всемирная выставка, снимок с "птичьего полета"

Скульптура  производила огромное  впечатление как на друзей, так и на врагов и вызвала резкую поляризацию среди парижских белоэмигрантов. У наиболее черносотенной части это проявилось в неприкрытой ненависти, прорывавшейся в самых различных формах. В эмигрантских газетах появились эпиграммы и карикатуры на статую, в общем довольно беззубые. Однако были нападения и более серьезные.


Внутри советского павильона

Замков, помощник Мухиной, вспоминал: «Однажды утром, незадолго до конца строительства, к нам пришел один из испанских рабочих, работавших на находившемся недалеко павильоне республиканской Испании, и посоветовал срочно осмотреть лебедки, регулировавшие натяжение тросов крепления монтажного крана. И не зря. Один из тросов оказался подпиленным. В случае нагрузки на стрелу крана он бы неминуемо лопнул, приведя к катастрофе и, вероятно, безнадежному разрушению статуи. Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда: "В Париже, месье, такие вещи просто не делаются".


Внутри германского павильона

Кажется, к вечеру того же дня появились молодые люди из дружественного н нам крыла эмигрантских кругов: они услыхали о готовящейся диверсии и прибежали предупредить. С этого дня и до конца работы, пока кран не был снят и статуя не оказалась в безопасности, патрули из числа эмигрантской молодежи по 4-5 человек каждую ночь охраняли лебедки, вынесенные далеко за пределы строительной площадки павильона.


Рекламный плакат

Вспоминается, что французские и особенно испанские рабочие, проходя мимо строительства, заходили на площадку и приветствовали стоявшие еще на земле огромные головы статуй высоким движением руки с сжатыми в кулак пальцами - общепринятым в то время знаком международной солидарности рабочих».

Этикетка пластинки, посвященная двадцатилетней годовщине Октябрьской революции и в честь Всемирной выставки в Париже, 1937 г.

Украина также отличилась на Всемирной парижской выставке 1937 года.

Гостиница «Харьков» была построена архитектором Г.А. Яновицким в 1936 году. Спроектированное им здание считается шедевром архитектуры. На всемирной выставке в Париже в 1937 году ее проект получил наивысшую оценку.
БОНУС:

 Советские рекламные туристические плакаты:












Теги: , , ,

99 комментарии или Оставить комментарий
Comments
Page 1 of 3
[1] [2] [3]
atrey From: atrey Date: May 1st, 2009 02:45 am (UTC) (Link)
Спасибо, интересно.
особенно понравилась фотография вид из немецкого павильона.
Видно что стиль-то у павильонов один(арт-деко).
Плавные линии павильона Иофана красиво сочетались с изгибом низа Эйфелевой башни.
А вот немецкий павильон с ней никак не счетается.
Единственное что не получилось на мой взгляд-это входы в советский павильон.
Вообще в "здание-скульптуру" всегда трудно убедительно спроектировать вход.
На первоначальном эскизе Иофана вроде бы лучше, чем стало в окончательном виде, когла сделали 3 входа(наверно один из них-выход).

Получилось, что сочетание 2 павильонов иллюстрирует идею Резуна Суворова о том что СССР напал первым(:-)
С праздничком Вас !
atrey From: atrey Date: May 1st, 2009 03:12 am (UTC) (Link)

Стиль Арт Деко

atrey From: atrey Date: May 1st, 2009 03:16 am (UTC) (Link)
Интересным был проект совтского паильона К.Мельникова.У него тоже идея движения,но решенная чисто архитектурными формами. Но время изменилось:если в 1924 г. аьстрактный конструктивизм Мельникова был воспринят на ура, то спустя 13 лет уже требовались более изобразительные формы, связанные со скульптурой. Кстати, все кто сравнивает германский и советский павильоны и делают из этого вывод о похожести империи Сталина и Гитлера-забывают про Америку. Наибольшее количество сооружений в таком стиле "арт деко" построено в Америке. Причем раньше, чем в Европе, до Великой депрессии, т.е. в конце 20-х. Вспомним Эмпайр стейт билдинг и Крайслер билдинг. В конкурсе на Дворец Советов 1930 года одну из первых премий наряду с Иофаном и Жолтовским присудили американцу Гамильтону,раьотавшему как раз в Арт-деко. Несмотря на то что советские конструктивисты подвергли проект резкой критике, видим что вскоре в 30-е у нас именно арт деко заменил собой конструктивизм.
Как и вообще всё американское у нас в 30-е годы очень приветствовалось, Сталин не соучайно в одной своей речи (перед избирателями Сталинского рацйона,1946 г) анализируя ситуацию перед 22 июня 41 года говорит о том что американская демократия была близка к СССР, в отличие от Германии Гитлера.

Кстати, не всегда в дореволюционное время наши павильоны были в "русском стиле". например в начале 1900 гг два павильона в Риме и Турине были построены по проекту Шуко в стиле русского классицизма.Репин правда написал, что "за этими толстопузыми колоннами мне видятся такие же толстопузые помещики, угнетающие несчастнызх крестьян"(:-)

ещё добавьте "ся" в первой строчке вашего поста(:-)
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: May 1st, 2009 12:14 pm (UTC) (Link)
Я тоже вспомнила Крайслер билдинг. В интернете можно найти видео 1900 г. И про Гамильтона. Кстати, читала, что во многом до статьи "Головокружение от успехов именно рекомендации американских ученіх влияли на процессі коллективизации. Буду посвободнее, поищу статью.
atrey From: atrey Date: May 1st, 2009 03:51 am (UTC) (Link)
в связи со скульптурами павильонов интересно ещё следующее. Когда павильоны уже начинали строить, был проведен отдельный конкурс среди скульпторов на венчающие скульптуры. К сожалению в Интернете ненашел, но в книге Эйгеля "Иофан" представлены 3 модели скульпторов Анлреева(автора "Гоголя" в Москве),Манизера(автора скульптур на станции метро Площадь революции в Москве) и Мухиной. Андреев "одел" своих рабочего и колхозницу в какие-то античные хитоны(кстати почти повторив рисунок Иофана). Манизер же изобразил их полностью обнаженными, как скульптуры в германском павильоне.Многие отдавали предпочтение скульптурам Манизера, а не мухиной. Но в итоге выбрали именно мухинские,родетые в рабочую одежду..Возможно не только Шпеер знал о павильоне СССР, но и наши знали о павильоне Германии(:-)
From: andrewkustov Date: May 1st, 2009 04:54 am (UTC) (Link)
В целом вышло: шли Рабочий и Колхозница вперед к светлому будущему и встали у них на пути два голых качка-отморозка :) Что было дальше - все знают. С праздником!
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: May 1st, 2009 12:19 pm (UTC) (Link)
С праздником!

А в целом точно :)
From: xeus_top_98 Date: May 1st, 2009 06:12 am (UTC) (Link)

Вы попали в Топ-30 Зиуса!

Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус
ru_teacher From: ru_teacher Date: May 1st, 2009 07:12 am (UTC) (Link)
Вот тут френдесса sinitzat тоже про это хорошо написала: http://narodpress.info/index.php?topic=37.msg49#msg49

nenavistnik From: nenavistnik Date: May 1st, 2009 08:04 am (UTC) (Link)

Угу

Спасибо за ссылку.
alitet67 From: alitet67 Date: May 1st, 2009 08:47 am (UTC) (Link)
Спасибо! Это наша - неперепиССаная - ИСТОРИЯ!!!
govorilkin From: govorilkin Date: May 1st, 2009 08:48 am (UTC) (Link)
а карикатур на памятник не сохранилось? Т.к. над чем там смеяться - совсем непонятно %-)
transoxanian From: transoxanian Date: May 1st, 2009 09:23 am (UTC) (Link)
Спасибо. Великая архитектура великой страны. Еще раз спасибо
(Deleted comment)
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: May 1st, 2009 12:23 pm (UTC) (Link)
Спасибо, очень интересно. Теперь я больше понимаю слова отца, что после революции был творческий взрыв.
У меня есть изображения обложек книг, издававшихся в то время. Каждая - произведение искусства. Не сравнить с сегодняшней эпохой подделки...
(Deleted comment)
comprosvet From: comprosvet Date: May 1st, 2009 10:01 am (UTC) (Link)
Хех, скульптура "Товарищество" вызывает весьма своеобразные ассоциации ;)
У коммунистов - мужчина и женщина, у нациков - два голых мужика, держащихся за руки
sanitareugen From: sanitareugen Date: May 1st, 2009 11:22 am (UTC) (Link)

"Битва гомофобов с толерастами".

Или "Гей vs славяне"...
aleks1958 From: aleks1958 Date: May 1st, 2009 10:24 am (UTC) (Link)
Очередное подтверждение...
Левая идея - мужчина и женщина
Правая - два мужика

varjag_2007 From: varjag_2007 Date: May 1st, 2009 12:29 pm (UTC) (Link)

:)

polikliet From: polikliet Date: May 1st, 2009 10:25 am (UTC) (Link)
Как раз позавчера случайно оказался возле памятника В.Мухиной. С праздником!
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: May 1st, 2009 12:30 pm (UTC) (Link)
С праздником!
From: koltunog Date: May 1st, 2009 11:27 am (UTC) (Link)

С праздником труда

99 комментарии или Оставить комментарий
Page 1 of 3
[1] [2] [3]