Первая Всемирная Выставка. Лондон 1851
Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года в лондонском Гайд-парке. Первое полностью стеклянное большепролетное сооружение на основе металических конструкций. Предвосхитило даже смелые мечтания Жюля Верна. К нашему счастью простояло до возникновения фотографии :) и сгорело в 1936 году.
Источники:
http://www.krugosvet.ru/articles/94/1009440/1009440a1.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/71/1007152/1007152a1.htm
http://www.arch.mcgill.ca/prof/sijpkes/arch304/D+C2004website/Website-2/page-1.html
http://expomuseum.com/architecture/
http://www.crystalpalacefoundation.org.uk/
http://www.victorianstation.com/palace.html
http://www.hberlioz.com/London/BL1851Exhibition.html
Всемирная Выставка 1889 года в Париже
Эйфелева башня -символ ЭКСПО, самое знаковое сооружение 19 века, ставшее в глазах современников символом грядущего 20 века и так им и оставшееся. Густав Эйфель - первый проектировщик, перевернувший систему архитектурных координат - архитектура, основанная на на новейших инженерных решениях может расти ввысь. Хорошо, что Корбюзье не реализовал план Вуазен и башня Эйфеля осталась единственной высотной доминантой древнего города :)
Всемирная Выставка в Барселоне. 1929
Павильон Германии. Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ - именно с этой выставки начинаются имена великих. Мис не искал сложные конструктивные решения. Он во всех смыслах просто построил декларацию нового пространства. Красоту декорированной ордером плоскости он заменил на чистоту натуральной поверхности камня, бетона и стекла. Замкнутость классических объемов сменилась вальяжной открытостью всех внутренних пространств. Это был протест Баухауза и его флаг. На мой взгляд сегодня это сооружение должно быть местом паломничества всех, кто хочет научиться понимать современную архитектуру. Я не оговорился, и через 80 лет это здание современнее многих и многих.
Всемирная выставка в Сиэтле. 1962
Космическая Игла. Архитектор Эдвард Карлсон. ЭКСПО в Сиэтле было заявлено, как взгляд в 21 век. Что же там будет через 40 лет? Как казалось тогда - монорельс и башня. Снова башня, лавры Эйфеля... :) Не совсем. Другие конструкции, другие задачи и ... небольшое архитектурное надувательство, правда в пределах разумного. Лифтовой узел намеренно контрастный вычленял крайне тонкую вертикальную составляющую в доминирующий визуальный элемент. Образ этой "иглы" в 60-х-80-х определил взгляд на архитектуру 21 почти во всех известным мне фильмах о будущем.
Источники:
http://www.spaceneedle.com/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81_%D0%9D%D0%B8%D0%B4%D0%BB
http://en.wikipedia.org/wiki/Space_Needle
http://seattletimes.nwsource.com/special/centennial/september/future.html
Всемирная выставка в Монреале. 1967
Бакминстер Фуллер. Геодезический купол - павильон США .Продолжается феерия металлоконструкций и стекла. Но и появляется и плексиглас - предвестник будущих композитов. Но даже не это главное! Принципиальным здесь является реализация мечтаний многих поколений архитекторов о чистой форме шара. А между делом Фуллер показал все невероятные возможности стержневых пространственных структур, ранее применявшихся в основном в авиастроении.
Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80,_%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80
http://www.arch.mcgill.ca/prof/sijpkes/arch304/D+C2004website/Website-2/page-1.html
http://www.archi.ru/foreign/guide/architect_present.html?aid=197&fl=2&sl=1
http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2007_22/print.html?pr=K41-60/k41
http://biosphere.ec.gc.ca/
Отто Фрай. Павильон Германии на всемирной выставке в Монреале 1967 года.
Фуллер оказался в Монреале не одинок. Здесь же засветилась еще одна звезда - Отто Фрай. Его сооружение ещё легче, чем шар и символизирует динамику современной архитектуры. Проще говоря, Фрай заявляет всем: "Архитектуру можно сшить!" И шьет огромные тентовые конструкции. Через тысячелетия после Моисея его походная Скиния получает заново официальную легитимацию в качестве Архитектуры.
Источники:
http://www.archi.ru/foreign/guide/architect_present.html?aid=197&fl=2&sl=1
http://www.arch.mcgill.ca/prof/sijpkes/arch304/D+C2004website/Website-2/page-1.html
Всемирная Выставка в Осаке. 1970
Пожалуй самая продуктивная с точки зрения архитектуры выставка в 20 веке. Мы, студенты 70-х, восхищались и "копировали" почти всем, что было там :) Начнем с того, что генплан делал САМ Кензо Танге . Архитектура старалась выпрыгнуть из своих штанов всеми силами. Тут было изобилие форм, конструкций, текстур и цвета. Глядя на "птички" территории выставки ощущаешь явное дыхание внеземных цивилизаций. А разве это не есть наше будущее?
Источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/Expo_'70
http://www.expomuseum.com/1970/
Самым большим "надувательством" занимались японцы и американцы. Они попросту надули свои павильоны, обозначив тем самым всю бренность нашего архитектурного бытия. Но как надули!
Американский павильон.
Architects: Davis - Brody; deHarak, Chermayeff & Geismar (designers)
http://www.columbia.edu/cu/gsapp/BT/DOMES/OSAKA/osaka.html
Павильон группы «Фудзи» на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Ютака Мурата.
http://bse.sci-lib.com/particle019968.html
Но и все прочие были явно не от мира сего (СССР не в счет).
http://homepage1.nifty.com/im/r3/p61/indexe.html
Площадь фестивалей и павильон Австралии
Канада и Япония.
и пр.
Международная выставка в Гановере. 2000. Последняя в 20 веке.
Ничего принципиального нового эта выставка не принесла. Даже экстравагантные формы венгерского павильона и Ангар Японии в исполнении тандема знаменитостей 20 века не вызвали ажиотаж. Мир напрягся в ожидании архитектурных сюрпризов 21 века :)
Источники:
http://www.forma.spb.ru/info/news/expo/009/main.shtml
http://www.expomuseum.com/2000/photos/
Павильон Венгрии
Павильон Японии на выставке ЭКСПО 2000 в Гановере. Шигеру Бана совместно с Отто Фраем.
Продолжение следует.