Есть расхожее мнение, что среднестатистический советский человек был ограничен в своем восприятии мира лишь советской пропагандой. Так, на примере автомобильной промышленности есть стереотип, что советский человек искренне считал отечетсвенный автопром на уровне европейского. Т.е. предполагалось, что наша продукция по своему дизайну и функционалу ни чем не отличалась от иностранных аналогов. И, вообще, у нас в Советах полное изобилие. На самом же деле любому советскому человеку были вполне доступны знания, развеивающие данные мифы. Ниже представлена одна из статей из общедоступного журнала "За рулем" в период расцвета Железного Занавеса. Т.е. имея "Запорожец" как предел мечтаний, обычный советский обыватель тем не менее мог понимать, что где-то там в Италиях и Англиях в это время катаются на спорткарах с 12-и цилиндорвыми моторами. И это были не просто фантазии или сарафанное радио, а вполне детальные технические знания. Полагаю, что где-то там рядом были и иллюстрации. Так, что советский человек мог повесить себе на стену постер с Ламборгини. И, вообще, иметь в своей голове представление о том многообразии автомобильных марок, какое имеет тот же среднестатистический человек в наши дни.
Или, вот, другой пример. Можно было быть в курсе международных соревнований по Формуле-1. Конечно, это был не тот объем информации, доступный в наши дни. Но и не тотальный информационный вакуум тоже.
Помимо этого, в том же выпуске дана обстоятельная статья по вопросам выбора и оценки качества свечей зажигания. И в этой статье представлена обширная таблица соответствия отечественных свечей их иностранным аналогам, в т.ч. производства США и Японии.
И, наконец, 3й пример. Премьера УАЗ 469Б. Советский “рентгеновский” снимок автомобиля. Вспомним, что в 1973 году еще не было AutoCAD, 3D MAX, Maya и прочего колдовства.