Лекция – Дизайн сегодня. Правила игры. Часть II

2-го февраля посетил лекцию в ЦСИ “Гараж”. Мотивов похода было два. Первый – познакомится с новой площадкой. Второй – получить представление об актуальных трендах в коммерческом современном искусcтве, и, главное, понять кто является действительными лидерами рынка, а не рекламируемыми.

О площадке
Буду сравнивать со знакомым мне Винзаводом. (или с лофтом “Этажи” в Питере, кот. абсолютно идентичен)
Был приятно удивлен гармонией между инфраструкрурой центра и его содержанием. Никогда не понимал обшарпанных, холодных пенатов Винзавода, в которых размещаются арт-объекты с пятизначными ценниками. Неужели люди, готовые потреблять такое искусство, довольны атмосферой помещения? Или еще, как можно сочетать холодный сырой подвал “Цеха красного” и совсем недешевое арт-кафе?

Книжный. Неотъемлемым составляющим современных музеев являются книжные бутики. На Винзаводе это какое-то бессвязное сборище разносортных и скудных лотков при галереях. А также пристанище всех неугодных маргиналов типа Фаланстера.
В Гараже же это полноценный книжный с продуманной подборкой. Я впервые почувствовал профессиональный, или если хотите европейский, подход. Во-первых, все книги собраны на актуальные темы. Т.е. сквозной темой каждого раздела является освещение актуальных тем, на которые вся читающая публика ищет ответа. Во-вторых, здесь нет бездумного собрания всего того, что находится сейчас в печати. Что характерно для традиционных книжных магазинов. В третьих, здесь нет и другой крайности – максимально полного собрания по какой-либо одной тематике. Т.е. нет кучи устаревшей старой макулатуры. В четвертых, очевидно, что внутри каждой тематики происходит старательное рецензирование. Я был очень удивлен, когда почти в каждом разделе встречал книги, которых совсем не ожидал увидеть. С этими книгами я знаком и знаю наверняка, что они стоят прочтения.
И наконец самое уникальное – это наличие каталогов с иностранных выставок. Такие издания, насколько я знаю, нельзя заказать по каталогу дистрибутора. Т.е. кто-то специально собирает подобные вещи, посещая иностранные мероприятия.

О лекции.
Профессиональный, увлеченный лектор. Хорошо структурированное содержание и последовательное исполнение.

Наибольшими открытиями для меня стали три вещи:
1) Голландия – единственная страна в мире, где современный дизайн существует практически полностью на деньги налогоплательщиков. Т.е. вкладывается в него государство, да еще так щедро, что Голландская школа дизайна является одной из лидирующих в мире.
Уникальной чертой современного голландского дизайна является преемтсвенность с историческим прошлым, многие предметы либо прямо либо опосредованно включают в себя элементы традиционного голландского декора (вроде ссылок к тематике убранства дома ремесленника) или наполнены национальной ментальностью вроде единения с природой.

2) Задача куратора или аукциониста – это подать предмет (или собрание предметов) в наиболее привлекательном виде. Это сложная и творческая работа встроить красивый предмет в такое же красивое оформление, но так, чтобы предмет в нем не терялся, а, наоборот выделялся. И при всем при этом показать его уникальную функциональность.

3) обязательным качеством коммерческого дизайна является его абсолютная функциональность. Именно поэтому итальянский дизайн 80-х годов потерпел полный коммерческий провал. Функция предмета может быть неочевидна или трансформирована, но она обязательна.

Запись лекции:

Previous Post Next Post