Решил убить двух зайцев: воспользоваться обширной программой и заодно составить собственное мнение о ежегодной культурной акции “ночь в музее”, которую почему-то с завидным постоянством искажают до “ночи музее".
Наверное стоит начать с того, что наши сограждане воспринимают название буквально и идут в музей исключительно под вечер. Если в 7 часов в фотогалерее им. братьев Люмьер было свободно, то в 8-30 на выходе я обнаружил уже порядочную толпу, покорно ожидающую своей очереди под дождем при температуре +7. При всем свойстве массовости нашего поведения, оно еще и терплеливое и стойкое. Что это: жажда халявы, зрелища или то и другое вместе? Или отложенная потребность в коллективном общении? Или удобный повод причислить себя к богеме?
Вообще, здесь наверное можно отвлечься по подробнее и проиллюстироровать те очереди, которые наши сограждане мужественно отстаивали ради заветной халявы:
Что до моего турне, то оно началось с лекции директора британского музея дизайна на Стрелке, которая оказалась по большому счету ни о чем или же рекламой самого музея.
Затем путь мой лежал до означенного выше музея им. братьев Люмьер. Экспозиция, кот. меня интересовала называется “иконы 90-х”. Весьма познавательно, но мне показалось черезчур много провокационных, апеллирующих к сексу и эротике фотоснимков. Хотя… быть может, это тоже явление эпохи? Нет, я конечно тоже с большим желанием их разглядывал =), но в контексте массовости вчерашнего дня мне показалось, это будет единственное, за что многие оценят выставку.
..и многие, многие другие. Полный каталог выставки – всего 900 рублей при отличном качестве полиграфии.
Второй экспозицией в музее была выставка неопубликованных документальных снимков первых космонавтов во время их подготовки к полетам. Ничего выдающиегося с художественной точки зрения, но местами познавательно и навевает воспоминания. Отдельно стоит упомянуть автора этих работ – выпускника, бывшего студента ВГИК, которому “по распределению” дали “подработку” в качестве единственного штатного фотокора на одном из самых закрытых объектов в СССР. Здравствуй демократия!
Следующим на моем пути был мой любимый МУАР. Правда, в этот раз он меня ничем не удивил. Сперва послушал экскурсию по выставке “театр Гольца”. Выступала очень приятная, увлеченная но весьма своеобразная кураторша =).
Потом дождался некоего визуально-звукового перформанса, кот. на деле оказался безумно скучным, так что я ушел вскоре после начала. К этоту моменту было уже после 11 вечера и большинство традиционых музеев собиралось закрываться, да я еще и не ужинал. Поэтому поужинав в Сбарро на Охотном ряду, я отправился на Винзавод.
Винзавод, вопреки официальным анонсам работать до 2 ночи, закрылся уже в 12. Но народ продолжал идти и затем разворачиваться обратно. То же происходило и с машинами. В итоге я впервые в жизни стал свидетелем полноценной пробки и толкотни в Москве в пол-первого ночи. Наиболее проинформированные тут же меняли свое направление до центра art-play, куда последовал и я.
ART-PLAY на деле оказался весьма насыщенной по мероприятиям площадкой. В этом центре мне больше всего запомнился sunday up-market. Интересуясь историей мероприятия, хочу констатировать, что организатор этих тусовок, Мария Бергельсон, вполне преуспела и делает уже качественные проекты с гарантированной окупаемостью.
Я побродил еще, исследовал все осташиеся пространства и, удовлетворенный, решил напоследок заехать в музей иргвых автоматов.
Музей игровых автоматов оказался переполнен и напоминал вход в галерею фотографии в 8 часов вечера. Причем стоит заметить, что теперь на часах было уже 02-30 и метро давно не работало. Огромное количество припаркованных машин навевало размышления на тему вседоступности частного автотранспорта в наши дни. Но даже и это не могло полностью вместить всю собравшуюся очередь. Пешком что ли пришли?
В общем, по моему мнению после 12 в городе остались только те, кто в принципе не различает разницы между модернизмом и постмодернизмом. А массовость собравшихся говорит об огромной неразрешенной потребности нашей заурядной молодежи в доступном и современном коллективном досуге. Этим, в свою очередь, пользуется коммерчески ориентированная арт-тусовка, которая паразитирует на предмете актуального искусства.