ЖЗЛ – Борис Пастернак

Положил начало ликивидации своей поэтической безграмотности, сделав первый решительный шаг с лирики “серебряного” века.

Сначала мне под руку попалась биография Цветаевой в исполнении Ирмы Кудровой. Впечатление остались только положительные, но об этом будет своя история. Сейчас же я хочу поделиться своим вторым “открытием” – им стала биография другой знаковой фигуры сербряников, Бориса Пастернака, в исполнении Дмитрия Быкова.

Плеваться я начал со 2-ой страницы, и уже где-то на 80-ой у меня началось настоящее головокружение от его лексических интегралов и логарифмов. На большее моей школы физмата не хватило!

Мне всегда казалось, что ЖЗЛ – это книги, написанные доступным языком и ставящие своей целью популяризацию героя. Вместе с тем издательство своей маркой гарантирует качественный подбор авторов, и соот-во, материала.

Что до качества (читай, станадрта, формата), то о доступности языка у Быкова даже речи идти не может! Этот Перельман от литературы кажется забыл для кого писал – что такое 900 страниц убористого текста для нефилолога? Кому интересны его “скурпулезные” восстановления “внутренней жизни” Пастернака, начисто оторванные от исторического контекста!? Я думаю лишь небольшой горстке профессионалов и литературных фанатиков. Разве их 10.000? Быков явно очень большого мнения о своей профессии!

Приведу лишь несколько примеров, от которых мой неподготовленный мозг просто взрывался:

  • “Цветаева была поэтом бескомпромиссных бинарных оппозиций: Я – и мир, я – и сверх-Я, поэт – и непоэты.” (стр.298)
  • Можно сказать, что и собственная ее литературная стратегия была скорее мандельштамовской, чем пастернаковской, скорее центростремительной, чем центробежной…” (стр.297)

…Но лукавить не буду, были и приятные моменты, которые я все же сумел осилить:

“Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку”

Previous Post Next Post