Massimo Dutti – записки покупателя

Все началось с того, что задался я вопросом куда Massimo Dutti девает нераспроданные остатки с рапродаж. Вопрос меня настолько сильно заволновал, что я немедленно и с присущей мне дотошностью начал изучать тему. Как и стоило ожидать, данное исследование разрослось до размеров, достойных как минимум кандидатской диссертации по криминалистике. Пытаясь удержать себя, я сузил рамки своего любопытсва до темы, которая, думаю, будет многим очень полезна – стратегия распродаж. Я постарался раскрыть такие темы как календарь распродаж, каналы распродаж и немного логистики.

Итак, Massimo Dutti принадлежит большому текстильному конгломерату под названием Gruppo Inditex. Помимо Massimo Dutti в группу входят такие известные бренды как Zara, Zara Home, Bershka, Stradivarius, Pull and Bear, Oysho, Uterque и т.д. Исторически первым в Россию пришла марка Zara. Тогда правами на ее распрстранение обладал Стокманн. Но в 2006 году Inditex выкупает франшизу и начинает прямые продажи через вновь образованное российское представительство, ЗАО “Индитекс”. Постепенно Индитекс выкупает франшизы на все свои марки в России. Компания полностью вертикально интегрированная и во многом ее успех обеспечен высокой автоматизацией логистики и менеджмента на местах. Для нас, покупателей, это означает следующее:

  • Единый сайт с возможностью локализации для всех стран. Цены и ассортимент обновляются постоянно и из штабквартиры. Это же касается и распродажных цен. Интересно, например, что русская секция на оффсайте существует только на английском языке. Что это, пренебрежение к российскому рынку или знак квалифицированности потенциального покупателя?

  • страновый ассортимент устанавлювается и обновляется из штаб квартиры. Оттуда же формируется типовая надценка, в т.ч. она должна быть единой для всей страны.

Massimo Dutti “как бы” премиальный бренд в семье Индитекс и возможно поэтому ее сеть магазинов самая малочисленная. Дальнейшие обсуждения будут касаться только бренда Massimo Dutti и за другие марки в достоверности я не могу ручаться.

Распродажи в Massimo Dutti происходят два раза в год. Обычно они начинаются 28 декабря и 1-го июля. Иногда, по усмотрению компании, они начинаются раньше. Пока о таких случаях я слышал только применительно к зимней распродаже. Так, зимой 2012 года распродажи начались 24 декабря.

Скидки в целом идут по стандартной лесенке: сначала 20%, потом 50, 60, и наконец 70%. Тем не менее, не на все товары и группы товаров скидка устанавливатеся равномерно. Замечено, что обувь обычно не скдивается больше, чем на 20%. Некоторые рубашки, брюки и костюмы могут “зависать” на 20% дольше других или, например, замирать на 50% и больше вниз не скидываются. Мое предположение, что это связано с некими исследованиями статистики продаж и наиболее ходовые модели просто придерживают. В связи с этим у меня, например, появился ажиотаж в межсезонное время разглядывать вещи из новой коллекции и пытаться представиться себе их степень “распродажности”.

Распродажи длятся около 1 месяца. Зимой – это до 31 января. Летом – до конца июля.

Ниже я привожу пару реальных примеров по размерам скидок с привязкой к конкретным датам. Это дает неплохое представление о том, когда имеет смысл ехать в магазин.

(1) Рубашка мужская:
20.09.2012 – поступление (2990)
26.09.2012 – ревизия без изменения цены (2990)
24.12.2012 – старт распродаж (2990 ->1990)
nn.nn.2013 – уценка (1990->1690) (по сайту 1690)
10.01.2013 – уценка (1790->1190)

(2) Брюки
05.01.2013 – продажа (1790)

(3) Пиджак женский
10.08.2012 – поступление (8990)
20.12.2012 – старт распродаж (8990->4990)
03.01.2013 – уценка (4990->4490)
05.01.2013 – дата продажи (4490)
10.01.2013 – уценка (4490->3690)

Так, уже 30 января на оффсайте замечено, что раздел распродаж выделен в отдельный пункт в самом низу списка, а на основной странице появился баннер следующего рода:

Изначальная наценка к европейскому SRP примерно 20%. SRP есть на оригинальной этикете. Наценка я считаю справедливая и гуманная. Далее, при каждой итерации по уменьшеню цены продавцы клеют новую желтую этикетку с датой уценки. Иногда, как я заметил в магазине на Тверской, лепят по-рыночному маленькие стикеры с наборными цифрами. Видимо фирмернная лента закочнилась =). Иногда также бывает, что печать на стикере идет неровно и самая последняя строка с датой уценки “съедается.” В этом случае я указывал в качестве даты ХХХ.

А ниже я решил привести пример этикетки, которая помимо размерной сетки может нам сообщить о закодированном цвете модели и номере заказа.

артикул: 0180/024/400

расшифровка согласно бирке:

Modelo: 0180 / Calidad (quality,grade,position): 024 / Color: 400

расшифровка размера:

Talla: M – 180/96A – 03

Talla: 39 – 180/96A – 03

Pedido (Order): 36227

Номер заказа(Pedido) – это самый яркий знак, символизирующий сегмент fast fashion и напрямую связанный с ним принцип автоматизации логистики. Кассовые аппараты в магазине соединены с терминалом, на котором крутится клиент корпоративной ERP-системы. Последняя в режиме реального времени отправляет информацию о текущих продажах. Все это собирается в неком едином сервере, данные с которого анализируются и принимаются решения о дополнителном производстве и поставке. Каждое такое решение – это номер заказа. Таким образом, роль регионального представительства с точки зрения логистики сводится только к координации локальных партнеров международных транспортных компаний и местного склада, обслуживающего страну. По такому же принципу ведется учет и обновление межсезонных коллекций.

Сезон распродаж подходит к концу и наконец настает черед дать ответ на вопрос, которым я задался в самом начале этой статьи. Итак, все нераспроданные остатки… продаются! Продаются в специализированную компанию. Оказывается, существуюет целый сегмент по продаже поддержанной одежды и остатков коллекций. В России больше принято строить собственные стоковые магазины, куда свозятся остатки. В Европе же для этого существуют отдельные мультибрендовые компании. Кака правило у крупных производителей такая компания одна, и Индитекс в этом случае не исключение. Эксклюзивные права на сток Индитекс до не давнего времени принадлежали компании International Apparel. Исходя из доступной информации по судебный решениям на даннный момент российское подразделение этой компании, ООО “Интернэшнл Аппарел”, является банкротом. Куда сейчас сбывается российский сток Индитекса мне неизвестно.

В общем, хорошие статьи по данному сегменту торговли есть здесь, здесь и здесь.

С другой стороны, по отзывам бывших сотрудников магазинов сети Индитекс (см. ниже) были случаи, когда нераспроданные вещи в конце сейла сначала рассылались в дальние нетоповые точки сети, а уже потом остатки отправлялись в магазины сети Фамилия. Я не уверен, что такой подход принят в Massimo Dutti, т.к. в отзывах упоминались магазины Zara и Bershka, где совсем дургой ценово диапазон.

Помимо оптовой торговли существует множество и хорошо известных ритэйловых стоков (и как правило одновременно сэконд-хэндов). Хотя справедливости ради стоит сказать, что их бизнес модель очень неустойчива, часто меняются местоположения магазинов и через год-два многие пропадают и вовсе. Те, кто все же остаются, вынуждены каждый раз изобретать креаивные пути по продвжижени юсвоих магазинов. Так, очень популярно стало делать группы вконакте или в фэйсбуке в качестве официальных страничек. Вот один из примеров, магазин Paradox.

Также очень занятно почитать отзывы об Индитексе изнутри, то есть со слов тех, кто там работал. Здесь и здесь на мой взгляд собрано больше всего отзывов.

Под конец отметечу еще, что самых актульный список магазинов можно опять же на офф сайте. Как ни странно, все остальные сайти в Рунете заметно отстают с реальзонстью.

Ну вот! Кажется все, что хотел рассказать – уже сказал. Таким образом, для меня Massimo Dutti – это пример цивилизованной и предсказуемой компании с очень привлекательными ценами в период распродаж. Удачных покупок!

//// еще один календарь распродаж, на этот раз летний

26.11.2009 – поступление
07.07.2010 – 50%
15.07.2010 – 60%
28.07.2010 – 70%

Previous Post Next Post