Еще один запоздалый отчет о посещении лекции, посвещенной выставке “Баухауз в Москве”. Очень яркое и насыщенное событие для меня. Экскурсовод с весьма интеллектуальным именем, Татьяна Эфрусси, оказалась девушкой очень увлеченной, но совершенно неподготовленной к пудличным выступлениям. От этого слушать ее было очень тяжело, но все же интересно. Делюсь тем, что услышал и помню до сих пор.
– Ее почти не заметили современники из среды обывателей, но для профессионального круга советских художников и архитекторов она имела далекоидущие последствия. Обратим внимание на год – 1924. Как раз начинается большой террор. А в наших умах, современнные учебники истории и телевизор рисуют стойкий стереотип, что это было время, когда все чуждое (читай, зарубежное) отвергалось и подвергалось тотальному осуждению. Кругом мерещились заговорщики и предатели. И, вот, посреди этого изоляционизма произрастает дружба двух народов, которые вскоре станут врагами друг другу. Но тогда всем еще казалось, что Германия встала на путь социалитических идей и нас ждет светлое будущее. Обратим внимание на портрет слева сверху. Где он сейчас висит?
(2) Отзыв Шмидта, о прошедшей выставке Германских художников
– все-таки идеологическая машина не спала, и жесткая цензура не допустила многие произведения. Изначальный замысел практически провалился, а дошедшие произведения ставили целью найти параллели между фактически разными социо-культурными моделями.
– мне она интересна в первую очередь с документальной точки зрения: бланк полностью на русском, но форма весьма современная. Цветная (двуцветная) печать. Интересен сам факт существования подобного органа по торговому сотрудничеству.
– вот они, архитекторы-фантасты, ставшие в будущем всемирно известными. Все неплохо и со вкусом одеты, целеустремленные лица. Фотография по-своему современна.
– интересно посмотреть где жили известные личности того времени, например Некрасов или братья Веснины
– вспомним злободневные обсуждения в Интернете о запретах на фотографию ЖД вокзалов, мостов, торговых центров и проч. “режимных” объектов.
– данный проект выполнялся трестом “Малярстрой” для оформления дома Наркомфина
– мне показалось интересным в первую очередь с этсетической точки зрения
В завершение данного обзора очень интересна будет рецензия на выставку в Москве, стенографированная самим Луначарским.