Я не знаком глубоко с этой темой, но с некоторомымиы наблюдениями все же хочется поделиться.
В 80-е годы Англия прославилась жестокостью и вместе с тем организованностью своих футбольных фанатов. У них была своя структура, свои культурыне коды и в том числе своя мода (football casual). Особенно примечательно, что на волне этой известности английская футбольная мода вошла в массовую культуру.
Процитирую небольшую историческую справку.
И правда, самые первые футбольные фанаты чаще всего были пьяными, плохо одетыми и немытыми, ведь Англия не только сумела родить любимую забаву большинства мужчин, но и научила за эту забаву драться. Вот только в восьмидесятых годах прошлого века ситуация в корне изменилась. Дело в том, что футбольные хулиганы стали уделять свое внимание моде.
С учетом того, что средний возраст британского футбольного хулигана, в отличие от российского, составляет 28-40 лет, в большинстве своем они обладали довольно таки высоким статусом в обществе и уже могли себе позволить быть модниками. Множество мужчин, сумев сделать карьеру и начав неплохо зарабатывать, все же продолжают участвовать в драках на футболе. Для них подобное хобби вошло в привычку, ведь адреналин является своего рода наркотиком.
В итоге, новый стиль одежды хулиганов, начали называть footie casual. Этот стиль базировался на нескольких марках дорогой как спортивной, так и неспортивной, одежды в частности на: Cerrutti, Sergio Tacchini, Fila, Ellesse, Diadora, Lacoste, Kappa, Adidas и еще одежда для гольфа, выпускаемая компанией Lyle & Scott, а также свитера украшенные орнаментом в виде нескольких ромбов от компании Pringle. Через некоторое время британские фанаты принялись выезжать из страны, сопровождая сборную или клуб. За рубежом футбольные фанаты уделяли свое внимание не только стадионам, и барам, но и многочисленным бутикам.
Так через некоторое время в гардеробе футбольных фанатов появились более элитные и дорогие бренды, в частности: CP Company, Stone Island, Aquascutum, Burberrys, Timberland, Hackett, Ted Baker и Paul Smith. Кроме того, в одежде хулиганов сейчас присутствуют бренды таких дизайнеров как: Stone Island denim, Ralph Lauren Polo, Lacoste, Timberland, Pringle, Iceberg, Helmut Lang, Paul Smith, Clarks, Prada Sport, French Connection и Mandarina Duck.
Справедливости ради стоит заметить, что данный список вполне может быть пополнен абсолютно любой маркой, отличающейся оригинальным, и в то же время практичным кроем. А еще одежда этой марки должна быть высокого качества.
Немногим позже в моду вошел радикальный стиль от компаний С.P.Company и Stone Island. Этот стиль подкупил многочисленных футбольных фанатов собственной новизной. Основатель марки, Массимо Ости, свои коллекции придумывал по образу и подобию раритетных униформ, заводских работяг и военнослужащих. Его идеи «практической одежды» реализовали в специфичном крое, а также в использовании разнообразных технических материалов. Все это обеспечило одежде хулиганов максимальный комфорт и долговечность. Многие болельщики утверждали, что куртки Stone Island вполне могли «пережить» даже самые серьезные передряги и радовать своего хозяина «хорошей формой» еще много лет.
Глядя на приезжающих фанатов и перенимая их привычки и стиль, за собственным внешним видом также начали следить и европейские фаны.
Если мы попытаемся составить портрет хулигана, то можем получить приблизительно такую картинку: бейсболка, короткий пуховик, куртка-пальто с меховым капюшоном или же дизайнерское пальто (зимой), свитер с узором ромбиками или кофта-кенгуру, винтажная олимпийка, тенниска поло, отличного качества стильные джинсы (только не трубы) и винтажные белые кроссовки (обычно на липучках).
На бейсболке, воротнике тенниски, шарфе заметна клетчатая популярная расцветка Aquascutum или Burberrys. Прическа аккуратная и короткая. Именно мода стала для хулиганов возможностью заявить об уникальности собственной субкультуры. И именно мода помогает им отмежеваться от обычных футбольных болельщиков в клоунских колпаках и в шарфах.
Кроме того, мода оказалась и отличным средством маскировки от сотрудников правоохранительных органов. Ведь они меньше всего ждут каких-либо хулиганских действий от молодых людей, не имеющих стандартной атрибутики, присущей спортивным фанатам, к тому же прилично и дорого одетых.
Листая однажды ЖЖ Варламова я наткнулся на отчет о Русском машре.
А здесь еще один пример. На этот раз в кадре участники движения “Стопхам” за безопасность на дорогах.
Яркие кроссовки New Balance или Adidas. Джинсы или хлопковые тренировочные штаны. А сверху короткая спортивная куртка. По-моему, это очень сильно напоминает современную интерпретацию английских hooligans из 80-х. Особенно интересен здесь социологический конекст разделения между традициоными представлением русских футбольных фанатов (серая масса в клубной атрибутике) и этих пацанов в брэндовой одежде.
Прикладываю еще одну статью с описанием образа современного hooligan, но мне кажется в ней образ несколько размыт между скинхэдами и фанатами.